Veloelektro.ru

Все, что нужно и полезно знать об инструментах
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болгарка в домашних критериях проверить

Как проверить болгарку мультиметром?

В хозяйстве любого домашнего мастера, не говоря уже о профессионалах, почти всегда есть угловая шлифовальная машина (УШМ), именуемая в народе «болгаркой». Инструмент популярен, любим и уважаем, поэтому любая его неисправность воспринимается весьма болезненно.Но, прежде чем отправляться в специализированный отдел за новой болгаркой, стоит попытаться самостоятельно разобраться с поломкой. Разобрав УШМ, можно визуально обнаружить некоторые механические повреждения, а вот дефекты электрической части нужно проверять при помощи специальных инструментов, одним из которых является мультиметр. Далее мы рассмотрим, как проверить болгарку мультиметром.

По каким причинам УШМ может выйти из строя

Чаще всего инструмент перестает работать, когда поврежден якорь (ротор). При вскрытии корпуса можно увидеть обгорание и неравномерный износ щеток. Косвенными признаками такой поломки являются нагрев инструмента и вибрация при работе.

Электрические поломки обнаружить сложнее. К ним относятся:

  • нарушение сопротивления между обмоткой и сердечником;
  • повреждения обмотки якоря;
  • замыкания в витках.

Также довольно распространенными причинами отказа инструмента могут быть:

  • обрыв проводов в кабеле питания и неисправность выключателя – болгарка не включается;
  • межвитковое замыкание в обмотках ротора и неисправность электроники приводят к тому, что инструмент работает только на малых оборотах;
  • искрение по причине стирания угольных щеток или сильного износа коллектора двигателя;
  • появление дыма случается при замыканиях в обмотках статора или ротора, а также при излишне интенсивной работе (когда каналы воздушного охлаждения забиты пылью).

Как видно, многие поломки обусловлены неисправностями электрической части инструмента. Поэтому нужно уметь обнаруживать их прежде, чем принять решение об отправке инструмента в ремонтную мастерскую.

Как прозвонить якорь мультиметром

Для грамотного проведения проверки нужно знать принцип работы и устройство ротора. Его основными конструктивными частями являются:

  • сердечник круглой формы, представляющий собой набор пластин, изготовленных из электротехнической стали;
  • обмотка, определенным образом навитая в пазы сердечника.

Следуя специальной схеме, в каждый из пазов укладывают по два проводника обмотки. Каждый из проводников представляет собой половину витка. Его концы попарно соединяют на ламелях. Конец последнего витка и начало первого располагаются в одном пазу и замкнуты на одну ламель.

До того как проверить якорь мультиметром, нужно его внимательно осмотреть на предмет различных повреждений:

  • оплавленной проводки;
  • подгоревшего изоляционного лака;
  • деформация витков;
  • наличие токопроводящих частиц (вроде остатков припоя), которые часто становятся причиной короткого замыкания;
  • искривление загнутых краешков ламелей (петушков), соединяющих их с обмоткой, приводящих к выгоранию ламелей;
  • скопление графита от разрушающихся щеток между ламелями, которое также становится причиной короткого замыкания.

Пошаговые инструкции

Непосредственно проверка якоря мультиметром происходит следующим образом:

  1. Разъемы щупов прибора вставляют в соответствующие гнезда.
  2. Выставляют режим измерения сопротивления. Диапазон измерения – 200 Ом.
  3. Щупами поочередно касаются каждых двух соседних ламелей, фиксируя результаты, отображающиеся на дисплее мультиметра. Прозванивать придется последовательно каждую пару соседних пластин.

Расшифровываем результаты

Расшифровка результатов проверки якоря мультиметром:

  • В случае, когда сопротивление между всеми парами соседних пластин одинаковое, делают вывод об исправности обмотки якоря.
  • Если сопротивление составляет менее 1 ОМ или близка к нулю, то между витками есть короткое замыкание.
  • Если величина сопротивления превышает среднее в два или более раз, нужно искать обрыв витков обмотки. Когда сопротивление очень велико, на экране цифрового прибора вообще ничего не отразится, а на аналоговом устройстве стрелка будет зашкаливать.

Проверка исправности статора

Статор – это неподвижная часть электродвигателя, создающая электромагнитное поле, в котором вращается ротор. Причиной отказа часто бывает либо короткое замыкание, либо обрыв витков обмотки (катушки) статора.

Это происходит по разным причинам:

  • попадание воды;
  • перегрев, вызванный перегрузкой УШМ;
  • скачок напряжения;
  • резкое выдергивание вилки инструмента из розетки.

Признаки, указывающие на поломку статора:

  • появление дыма;
  • запах горелой изоляции;
  • перегрев корпуса болгарки;
  • прекращение вращения вала или его замедление;
  • резкий самопроизвольный набор оборотов.

Пошаговые инструкции

Проверить статор также можно при помощи мультиметра:

  1. Разъемы щупов вставляют в соответствующие гнезда на корпусе тестера.
  2. Прибор устанавливают в режим измерения сопротивления. Диапазон измерений ставят от 20 Ом до 200 Ом.
  3. Щупы поочередно подносят к обмоткам и фиксируют показания на экране.

Расшифровываем результаты

Результаты прозвонок могут быть следующими:

  • Тестер везде фиксирует одинаковое сопротивление – катушка статора (обмотка) исправна.
  • В некоторых точках сопротивление отличается – есть короткое замыкание в обмотке, либо имеется обрыв одного из витков.

Таким образом, имея в своем распоряжении даже самый простой мультиметр, можно определить характер неисправности болгарки и принять взвешенное решение о том, стоит ли ее ремонтировать или лучше приобрести новую. Хотя, для диагностики лучше все-таки сдать инструмент в мастерскую, где больше возможностей и приборов для экспертного заключения.

Теперь вы знаете, как проверить болгарку мультиметром.

Читайте так же:
Бензопила сама набирает обороты

Вопрос — ответ

Вопрос: Так все-таки как правильно называть подвижную часть двигателя «ротор» или «якорь»?

Имя: Михаил

Ответ: В том, что касается болгарки, в отношении вращающейся части электродвигателя используют оба термина.

Вопрос: Какой мультиметр лучше использовать для прозвонки болгарки?

Имя: Роман

Ответ: Можно одинаково успешно использовать оба вида – и аналоговый и цифровой. Оба прибора одинаково эффективно покажут величину интересующих параметров. Но непрофессионалы чаще используют цифровой.

Вопрос: Можно ли перемотать обмотку ротора в домашних условиях, если при прозвонке мультиметром была обнаружена неисправность обмотки?

Имя: Александр

Ответ: Если вы хорошо разбираетесь в электротехнике и конкретно в электродвигателях, то можете рискнуть. Но для этого понадобится крайне аккуратно работать, соблюдая схему намотки и избегая повреждения контактов коллектора при удалении сгоревшей обмотки.

Вопрос: Перед пропиткой новой обмотки перемотанного ротора нужно проверять ее мультиметром?

Имя: Ильдар

Ответ: Чтобы исключить наличие пробоя свежей обмотки, ее обязательно нужно проверить мультиметром. И только после этого можно прогревать якорь и пропитывать новую обмотку эпоксидной смолой.

Как прозвонить статор болгарки

Статор как элемент электропривода болгарки участвует в создании электромагнитного поля, в котором вращается ротор, создающий крутящий момент на валу шпинделя. Во время эксплуатации по ряду причин он выходит из строя. Выполнить диагностику повреждения и ремонт статора пользователь может самостоятельно.

Устройство

Статор УШМ представляет собой неподвижную конструкцию в виде сердечника, изготовленного из листовой электротехнической стали. В нем имеются пазы, в которых размещается обмотка, свитая определенным образом, провода ее располагаются параллельно друг относительно друга, для уменьшения вихревых токов.

408-316 Статор для BOSCH GWS6-100/GWS6-115 HAMMER. Фото 220Вольт

Обмотка в обязательном порядке покрывается электроизоляционным лаком в целях предохранения от возможного замыкания проводов между собой. В пазах сердечников между катушками укладывается изоляция из электрокартона, стеклоленты и других подобных материалов. В абсолютном большинстве моделей болгарок статор плотно посажен внутрь корпуса из высокопрочного пластика, который является защитой всей электрической части УШМ.

Причины неисправности и характерные признаки

Основные факторы, которые влияют на выход статора из строя следующие:

  • питающая сеть не всегда гарантирует стабильное напряжение, возможны его скачки;
  • во время эксплуатации электроинструмента внутрь статора может попасть какая-нибудь жидкость, например, вода;
  • при обработке некоторых материалов (бетон, дерево и других) образуется больное количество пыли, от попадания которой на обмотку статора трудно защититься;
  • длительная работа болгаркой в условиях перегрузки, что является причиной перегрева электроинструмента;
  • во время работы болгарки не следует останавливать ее резким выдергиванием шнура из розетки.

408-105 Статор для УШМ Hitachi G18SE3 и HAMMER. Фото 220Вольт

Характерными признаками неисправности статора являются следующие:

  • появляется стойкий запах подгоревшей изоляции проводов обмотки;
  • ощутимо повышается температура корпусных деталей болгарки;
  • электропривод болгарки гудит сильнее, чем в обычных условиях;
  • вполне реально появление задымленности;
  • шпиндель начинает вращаться медленнее, а то и совсем может остановиться;
  • возможна противоположная предыдущему случаю другая крайность — шпиндель начинает самопроизвольно работать на повышенных оборотах, идет вразнос.

Визуальный осмотр на неисправность

Самым первым и самым простым способом определить неисправность статора будет его визуальный осмотр. Для чего следует достать его из корпуса электроинструмента. Разборка здесь не представит никаких сложностей. Главное освободить его от всех других конструктивных элементов болгарки, включая ротор. Это даст возможность при соответствующем хорошем освещении осмотреть все поверхности обмотки статора. Обычно в местах обрыва появляются обуглившиеся участки, что позволяет сделать вывод о наличии дефекта. Если визуальным осмотром не удалось выявить неисправность статора, следует прибегнуть к помощи специальных приборов.

Как проверить обмотку статора УШМ в домашних условиях разными способами

Существует большое количество различных электрических приборов с помощью которых можно произвести диагностику статора. Однако в домашних условиях применяется ограниченное количество технических средств. Некоторые представлены в нижеследующих видео.

Проверка якоря/ротора и статора мультиметром/тестером

В следующем видео в качестве инструмента для диагностики ротора и статора электропривода используется прибор мультиметр или как чаще в обиходе называемый тестером. Применяется для измерения различных электрических параметров: сопротивления, силы тока, напряжения. Для определения неисправностей в виде обрыва проводов, пробоя обмотки на корпус используется режим «омметр», то есть выставляется определенное значение сопротивления, которое сопоставимо с имеющимся в проверяемой цепи. В данном случае с пределом 200 Ом.

Пробой статора на корпус определяется прикладыванием индикаторных щупов к его корпусу и одному из концов обмотки. Наличие на индикаторе какой-либо величины сопротивления показывает о наличии дефекта в виде пробоя обмотки на корпус. При диагностировании обрыва обмотки индикатор прибора не будет ничего показывать при совмещении щупов с выводами обмоток.

Более сложные манипуляции следует провести при проверке обмоток ротора электропривода. Обрыв обмотки может быть в любом соединении с отдельно взятой ламелью коллектора. Поэтому необходимо проверить сопротивление между всеми ламелями коллектора, прикладывая к ним поочередно индикаторные щупы. При отсутствии обрыва сопротивление будет иметь во всех случаях одно и то же небольшое значение. Любые отклонения свидетельствуют о наличии обрыва. Пробой обмотки на корпус проверяется щупами при контакте их с коллектором и «железом» из набора листов из электротехнической стали. Шкала индикатора не должна реагировать на данное действие.

Читайте так же:
Масло husqvarna, обзор на подделку, и оригинал (2т)

Однако мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяется прибор носящий название индикатор коротко замкнутых витков (ИКЗ). Более подробно о нем в нижеследующей информации.

На межвитковое замыкание, индикатором

Принцип действия прибора для определения межвиткового замыкания показан в следующем видео. Прибор в проверяемой обмотке индуцирует магнитное поле. При наличии в обмотке коротко замкнутых витков ток короткого замыкания вызывает повышенное противодействие генерируемому прибором электромагнитному полю. Регулировкой ИКЗ выполняется настройка, по достижении которой срабатывает световой сигнал (индикаторная лампочка изменяет цвет с зеленого на красный) или раздается звуковое сопровождение. В дополнение к основному применению, автор показывает способ определения мест подсоединения проводов обмотки к ламелям коллектора, при отсутствии визуально просматриваемых контактов.

Макита, без приборов

В одной из моделей Макита в следующем видео во время работы пошел дым, что является верным признаком сгоревших ротора или статора. Для определения причин автор выполнил полную разборку болгарки, дающую возможность хорошо выполнить внешний осмотр подозреваемых в неисправности узлов болгарки. Если на роторе признаков последствий от задымления обнаружено не было, то на статоре несколько мест подгоревшего электроизоляционного лака четко просматривались.

Мультиметр – автомат: быстро и качественно выполняет измерения

Мультиметр, который представлен в следующем видео удобен в работе и позволяет снимать показания без лишней суеты, когда у прибора, не обладающего такой опцией «скачут» измеряемые величины. Показан способ определения погрешности измерения, связанный с сопротивлением индикаторных щупов. Дано ориентировочное значение сопротивления обмотки, где отсутствуют неисправности.

Как выбирать болгарку

На сегодня существует огромное множество видов различного электроинструмента. Но среди них по своей универсальности первое место, разделяя его с дрелью, занимает углошлифовальная машинка “Болгарка”. Практически у любого кто что либо делает своими руками есть этот инструмент. У многих и не один. Начну с описания видов электрических болгарок и конструкций их узлов и полезных опций. И далее немного советов по работе с ними.

Выбор максимального диаметра круга
Есть два основных размера 125 мм и 230 мм, перекрывающие почти весь диапазон работ УШМ машинок. Все остальные типоразмеры используются гораздо реже, чем два первых. Самый популярный 125 мм применяют практически для всех видов работ. Болгарка с таким размером достаточно легка и компактна, может использоваться для работы одной рукой, хотя это не рекомендуется. Справляется с деликатной работой при этом, имея и хорошую производительность, выполняет все работы что и большая УШМ на 230 мм но медленнее. 230 мм требуется там где необходимо выполнить большой объем работ: разрезать трубу большого диаметра, отшлифовать большую площадь бетонной поверхности, вырезать проем в бетоне.
Мощность решающий фактор при выборе инструмента зависит от вида работ, которые предполагаются выполнять на нем и максимального диаметра круга. Чем она больше, тем быстрее скорость выполнения работы. На примере из собственной практики могу сказать при одинаковых оборотах, размерах круга (диаметр и толщина) и одном изготовителе круга. 125 болгарка мощностью 750 Ватт режет 2 миллиметровый лист железа медленнее, чем 125 болгарка на 1800 ватт 5 миллиметровый лист железа.
При работе по бетону, для 125-ой болгарки, следует выбирать мощность не менее 1000 Ватт. Иначе инструмент преждевременно выйдет из строя, ну или хотя бы там должна стоять защита от перегрузки. Для остальных работ хватает меньшей мощности, страдает только производительность.
Защита от перегрузки одна из полезных, но спорных опций. Она не только продлевает срок службы инструмента. Но и спасает от поломки кругов при работе. Обычные для людей которые любят как следует надавить на инструмент.
Минусы этой функции двигатель после перегрузки останавливается и требуется снова нажать кнопку, чтобы запустить болгарку. Это сильно раздражает, особенно на маломощном инструменте.
Регулировка оборотов еще одна спорная опция, применение которой трудно найти. На маломощном инструменте пользоваться ей требуется осторожно т.к. существует опасность выхода из строя двигателя на малых оборотах. Или требуется защита от перегрузки.

Конструкции для фиксации диска при его замене и(или) снятии.
Фиксация диска с помощью двух ключей. Может быть использован на всех болгарках, достаточно чтобы на фиксирующих шайбах было место под ключи. Он особенно часто используется для снятия заклинивших дисков. Специальные шайбы можно купить отдельно.

Читайте так же:
Чем помыть систему смазки цепи бензопилы

Фиксация диска с помощью стопорной кнопки. Существует два варианта фиксации с помощью стопорной кнопки. Самый распространенный это когда фиксируется большое зубчатое, а затем с помощью ключа крутится стопорная гайка. К его достоинствам можно отнести относительную простоту конструкции. К недостатком при отворачивании в застопоренном положении заклинившего диска может отломится шток стопора фиксации зубчатого колеса. Другой вариант использует на некоторых моделях фирмой DeWalt. Где стопорится не большое зубчатое колесо, а вал электродвигателя с маленькой зубчатой шестерней. При этом при отворачивании в застопоренном положении заклинившего диска усилия на стопорный шток от отворачивания гайки можно разделить на величину передаточного отношения углового редуктора. Меньше в несколько раз нагрузка на стопор, меньше вероятность его поломки.

Конструкции для фиксации защитного кожуха в различных положениях
Самый простой способ фиксации кожуха с помощью болта. Встречается на дешевых моделях и самый медленный по времени настройки, встречается его вариант с эксцентриковой гайкой фиксация с помощью ее уже гораздо быстрее, но при работе кожухи на таких гайках часто проворачивает от вибрации. Поэтому самым оптимальным является фиксация диска с помощью специального стопорного рычага и насечек на кожухе куда устанавливается этот рычаг.

В интернете очень много роликов, в которых разбирают электроинструмент на части. Зная на что обратить внимание при просмотре этих роликов. Можно понять, на сколько та или иная модель УШМ подойдет к вашим условиям работы. Какие преимущества или недостатки, имеющиеся в них можно узнать при взгляде на их внутренне и внешнее устройство. Об этих знаниях и пойдет речь далее.
Информация на официальных сайтах фирм изготовителей также хорошо помогает сориентироватся в выборе информируя о функциях которые есть у их моделей УШМ.

Разобрав редуктор можно увидеть и определить:

1)Применяемые подшипники.
Самый лучший вариант это шарикоподшипники они наиболее надежны, хорошо переносят высокие скорости вращения и наименее требовательны к условиям их монтажа и точности изготовления деталей, на которых они стоят. Также они обычно имеют встроенные уплотнения.
Игольчатые подшипники обычно ставят на тихоходном зубчатом колесе. Выдерживают высокие радиальные нагрузки, но вообще не рассчитаны на осевые. Плохо переносят высокие обороты, требовательны к соосности опор и жесткости валов на которых установлены. Поэтому и срок службы таких подшипников ниже шарикоподшипников.
Третий вариант втулки или подшипники скольжения. Самый дешевый вариант. Лучше чем игольчатые выдерживают высокие радиальные нагрузки, так же вообще не рассчитаны на осевые. Но хуже всех в плане долговечности.
Стоит также обращать внимание на фирму изготовителя. Примеры хороших изготовителей NSK, SKF, INA
2) Зубья шестеренки и(или) зубчатого колеса редуктора.
Прямозубая зубчатая шестерня (колесо) самый дешевый вариант. Еще они меньше греются при работе. На этом все ее преимущества заканчиваются.
Криволинейные (гипоидные, косозубые) конические зубчатые передачи хорошо переносят динамические нагрузки (удары, заклинивания диска и т.д.). При одинаковых размерах и твердости (об этом позже) зубчатых колес у болгарок следует предпочесть инструмент с косыми зубьями. Он прослужит дольше.
Фирма Makita в своем стремлении снизить динамические нагрузки пошла еще дальше. Она применяет систему Super-Joint-Sistem. В этой системе вращение на шестерню передается не жестко через шпонку, а мягко с помощью пружины. Своего рода упругая муфта.
3)Твердость зубьев конического редуктора
Если кратко, то чем выше твердость зубьев, тем дольше проработает редуктор. Самый простой способ определение твердости это шаркнуть по зубьям напильником. Чем меньше следов остается, тем тверже зубья и дольше срок их службы. Для более точного определения твердости существуют наборы тарировочных напильников с разной степенью твердости. Они помогут более точно определить твердость. Многие интернет блогеры используют обычные напильники в своих обзорах, но я пока не видел, чтобы они использовали тарировочные.
Другой способ по цвету материала. Но им я не владею и потому объяснить не смогу.
4)Консольное крепление вала зубчатого колеса редуктора. Встречается только в моделях фирмы DeWalt.
Конструкция более затратная в изготовлении, но имеющая преимущества по сравнению с распространенными редукторами болгарок.
Во первых при таком креплении вала и наличии ревизионного лючка появляется возможность менять смазку и осматривать редуктор сняв только лючок редуктора. Никаких регулировок при этом нарушено не будет.
Во вторых можно визуально по пятну контакта или с помощью микрометра оценить регулировку зазора между зубьями. Никаких регулировок при этом тоже нарушено не будет. Ведь при стандартном редукторе на заводе с помощью прокладок выставляют этот зазор. Для чего приходится несколько раз снимать и ставить крышку редуктора на место. Каждый раз стирая и нанося краску обратно. И когда, разобрав его в очередной раз и убедившись, что все в норме редуктор собирают.
Однако из-за разного обжатия прокладок даже с одним моментом не факт что зазор выставится правильно. Только вот проверить его уже будет невозможно без очередного снятия крышки, но ее ведь потом снова на место устанавливать. Получается замкнутый круг. Избежать его и помогает консольное крепление вала зубчатого колеса редуктора. Плюс только при таком варианте зазор можно выставлять с помощью микрометра, что более точно чем по краске. Естественно все это положительно влияет на срок службы зубьев редуктора.
В качестве примечания хочу указать, что многие при покупке болгарок с таким редуктором жалуются на пластмассовые крышки верхних лючков. Можете не беспокоится никаких нагрузок они не несут, там нечему ломаться.

Читайте так же:
Электропила crosser cr 1s2000d видео

Как проверить якорь болгарки мультиметром

Даже при правильной и аккуратной эксплуатации болгарки, у нее случаются поломки под воздействием разнообразных факторов: изнашивания узлов, излишнего нагрева токоведущих частей, нестабильного напряжение в сети. Очень часто у болгарки встречаются дефекты якоря и электрического статора в двигателе.

Проверка якоря

С тем чтобы точно установить причины, из-за которых они могут выходить из строя, нужно знать, как проверить якорь болгарки мультиметром. Это потребуется, если в процессе работы шлифмашина неожиданно не включается, прежде чем нести ее в ремонт или приобретать комплектующие узлы.

Кратко об устройстве болгарки

Болгарка или угловая шлифмашина (УШМ) — применяется в строительных операциях, когда требуется выполнить обработку твердых стройматериалов: камня, металла, дерева и других.

Устройство болгарки

Основная деталь УШМ — встроенный электрический двигатель, который может функционировать и от бытового источника переменного тока 220 В, и от аккумуляторной батареи. Электродвигатель состоит из 2-х элементов:электростатора и ротора. Последний, вращается при работе двигателя, поэтому еще называется якорем. С тем чтобы исправить УШМ, потребуется проверить статор и ротор в отдельности.

Подготовка инструмента к тестированию

Если во время нажатия на пусковую кнопку болгарка не включается, а электродвигатель не вращается, то проводят проверку ротора и электростатора.

Подготовка болгарки

Для этого необходимо подготовить рабочее место, разобрать болгарку, очистить ее от загрязнений и выполнить визуальный осмотр. После этого можно приступить к прозвонке.

Визуальный осмотр

Довольно часто болгарка еще запускается, но ее характеристики уже не соответствуют норме. Почти в половине случаев это связано с подгоревшим ротором. Выявить это возможно зрительно, не вскрывая корпус, когда:

  1. При работе обнаружено искрение на коллекторе.
  2. Во время запуска УШМ может имеет место просадка напряжения в домовой электросети.
  3. Работа двигателя сопровождается рывками.
  4. Из корпуса двигателя выделяется запах горелых обмоточных проводов.
  5. Инструмент не развивает обороты, и работает с низкой мощностью.

Важно! Похожие признаки проявляются при износе щеток. После их замены, эти сбои в работе УЩМ прекращаются. Если это не так, то все же виной сбоя является якорь.

Когда якорь не работоспособен, имеет место перегрев двигателя. Начинает плавиться изоляционное покрытие проводов, что в конечном итоге приводит к короткому замыканию между ними. Затем начинается процесс отпаивания электроконтактов, которые соединяют роторные обмотки и пластины. Ток не подается на электродвигатель, и УШМ становится неработоспособной. Статор болгарки аналогично зачастую становится причиной выхода ее из строя.

Разборка УШМ

Для того чтобы протестировать якорь или статор мультиметром, болгарку потребуется разобрать. Перед началом работ нужно изучить заводскую схему сборки УШМ. Важно не испортить конструкцию болгарки из-за неправильных действий, а также нужно подобрать правильную конфигурацию отвертки, чтобы выкрутить винты, иначе их придется высверливать.

Разборка УШМ

В разных модификациях болгарки крепеж применяется разной длины, поэтому нужно зафиксировать местоположения винтов. Лучше сделать фото разборки на смартфоне.

Якорь выполнен из обмотки и магнитопровода. На одном конце расположена ведущая шестерня, а на другом — коллектор. Магнитопровод выполнен из мягких пластинок с пазами, защищенных особым изоляционным слоем.

В пазах расположены 2 роторные обмотки, каждая представляет половину витка, края которых объединены попарно в ламелях. В 1-м пазу находится: начало 1-й и конец последней, замыкающихся на одну ламель.

Рекомендации и техника безопасности

У цифровых мультиметров, в особенности предназначенных для бытового применения, существует определенная погрешность. Поэтому стрелочные модификации измерителей обеспечивают более высокий уровень тестирования.

В том случае, когда под рукой стрелочного мультиметра нет, потребуется учесть существующую погрешность цифрового мультиметра. В варианте замера сопротивления с показанием 200 Ом, объединяют щупы. При отметке «0» — погрешность отсутствует, если иное число — оно и будет демонстрировать величину погрешности.

Предположим на шкале 0.15 Ом, следовательно, при тестировании показания 0.15 Ом являются нулевыми.

В процессе контроля узлов электродвигателя пользователь должен выполнять следующие рекомендации по мерам безопасности:

  • Перед началом тестирования и проведением разборки, отключают оборудование от электрической сети, путем отсоединения питающего провода от розетки;
  • рабочее место должно быть чистым, на нем не должны присутствовать не нужные инструменты и узлы;
  • тестирование проводят при хорошем освещении;
  • работы проводят в защитных перчатках, поскольку в разобранных узлах могут торчать острые куски пластин и проводов, способных поранить руки.
Читайте так же:
Как правильно выбрать дрель

Как проверить якорь болгарки мультиметром

Мультиметр, который находится в домашнем пользовании практически у любого мастера, может помочь ему проверить исправность электрических узлов болгарки. Им возможно диагностировать присутствие межвиткового замыкания в электрообмотках электродвигателя и замерить сопротивление между ламелями.

Демонтаж якоря

До того как проверить ротор болгарки, пользователь должен знать основные неисправности, которые возникают в ее электродвигателях, подготовить к тестированию электроинструмент и правильно его разобрать.

Основные неисправности ротора:

  • Обрыв токопроводов;
  • КЗ между электровитками;
  • пробой изоляционного покрытия, обмотка замыкается на стальную основу якоря;
  • распайка выводов сильно сработанного коллектора.

Подготовка якоря к тестированию

Перед тем как прозвонить якорь, его извлекают из корпуса и подготавливают к проведению диагностики. Потребуется тщательно очистить ламели коллектора от графитового загрязнения, в противном случае проверка будет нерезультативной.

Снимают грязь ветошью, смоченной спиртом. Когда на ламелях присутствует дополнительно полный слой нагара, то его снимают мелкой наждачкой.

Также следят за тем, чтобы на электроколлекторе не сохранилось заметных полос от абразива, которые приводят к ухудшению контакта ламелей со щетками, и ускоряет их износ. Если выработка очень глубокая, ротор меняют.

Важно! Во время осмотра обращают внимание на якорную обмотку, на ней не должны быть обрывы и внешних следов горения, а электроконтакты, где обмотка касается ламелей, проверяются на целостность.

Прозвонка якоря

Для того чтобы проверить якорь болгарки мультиметром, потребуется выполнить 2 этапа. Вначале, необходимо прозвонить его на существование пробоя. Для этого измерительный прибор устанавливают в режим прозвонки электроцепи с звуковой индикацией. Потом первым щупом проводят по ламелям, а другим по якорному корпусу.

Тестирование ротора

Следующий этап обследования ротора мультиметром позволяет замерить сопротивление между ближними обмотками. Измеритель выставляют в режим омметра на самый низкий порог, обычно, 200 Ом. После этого щупы подносят к соседним коллекторным ламелям и фиксируют показания на дисплее. При этом очень важно чтобы R тестируемых ламелей было равно, иначе якорь считается неисправным.

Ламели якоря

Важно! В варианте, когда R=0 на конкретной обмотке, у якоря присутствует межвитковое замыкание. Точнее установить этот сбой можно с помощью специализированного прибора.

Проверка статора мультиметром

Электростатор располагается на внешнем участке электрического двигателя, поверх ротора. До того, как проверить статор, надо его демонтировать и достать щетки, а после демонтировать редуктор. Предварительно, внимательно осматривают обмотку и убеждаются, что на ее поверхности отсутствуют видимые разрывы и другие дефекты.

Статор болгарки

Возможные причины и признаки нерабочего статора болгарки:

  • Резкое повышение напряжения;
  • проникновение влаги внутрь двигателя;
  • перегруженность электроинструмента и созданный внутренний перегрев узлов;
  • резкое вынимание шнура из розетки, при работающем инструменте;
  • появление запаха горелой резины или пластмассы;
  • перегрев корпуса;
  • появление дыма из электродвигателя при его работе;
  • замедленное вращение вала или полное его отсутствие;
  • болгарка резко набирает скорость работы.

Разрушение ротора

Важно! При перегреве защитного покрытия на обмоточных проводах, лак плавится с выделением резкого запаха, при этом изоляция обмотки нарушается. Замыкание даже одной обмотки полностью выводит инструмент из работоспособного состояния.

Мультиметр позволяет проверить наличие обрыва статорных обмоток, для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. На измерителе выставляют режим R максимально 200 Ом.
  2. Начинают проверку погрешности мультиметра, для этого касаются щупами между собой, стрелки тестера должны указывать на «0».
  3. Касаются щупами выводов на обмотках, если на шкале прибора показана » бесконечность», обмотка не рабочая и необходима перемотка.
  4. Проверяют наличие КЗ на корпус. Очень опасное состояние электроинструмента, которое не только вызывает падение его мощности, но и является потенциальным источником поражения электрическим током пользователя.
  5. Включают измерение сопротивления.
  6. Красный щуп устанавливается на выводе обмотки, черный — закрепляют на статорном корпусе.
  7. При КЗ статорной обмотки на корпус, на дисплее R меньше, чем на рабочей. Этот сбой устраняется только перемоткой обмоток.
  8. Чтобы замерить межвитковое КЗ в электростаторе, измеряют R на отдельной обмотке.
  9. Определяют «0» точку обмоток, измерив R каждой. Наименьшее сопротивление укажет на неисправную.

Мультиметр позволяет довольно точно определить сбои в работе якоря и статора двигателя болгарки. Обнаруженный сбой можно устранить путем перемотки электродвигателя или заменой из ремкомплекта. В настоящее время в торговой сети достаточно таких наборов для большинства популярных моделей УШМ.

Важно! Заменяя неисправные узлы двигателя, нужно в обязательном порядке поменять новые щетки, тем более что стоят они совершенно недорого.

После ремонта статора или ротора, выполняют обратную сборку инструмента по сохраненным снимкам разборки. Проверяют работоспособность инструмента. Если все выполнено правильно, болгарка послужит своему хозяину еще не один год.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию