Veloelektro.ru

Все, что нужно и полезно знать об инструментах
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс выпиливания и сверления лобзиком используют

Технология. Тест. Юноши. 7-9 классы

4. Какая передача движения в токарно-винторезном станке осуществляется с помощью трения?

1 — зубчатая
2 — цепная
3 — реечная
4 — ременная

Ответ: 4

5. Способом обработки металла резанием являются

1 — ковка
2 — точение
3 — сверление
4 — прокатка
5 — фрезерование

Ответ: 2, 3, 5

6. Условием получения цилиндрической повер-хности на токарном станке является равномерное перемещение резца

1— параллельно оси заготовки
2 — перпендикулярно оси заготовки
3 — под углом α(0< α<90°) к оси заготовки
4 — по криволинейной траектории, повторя­ющей форму образующей соответствующей повер­хности

Ответ: 1

7. К механическим свойствам древесины относятся

1 — теплопроводность
2 — твердость
3 — электропроводимость
4 — цвет

Ответ: 2

8. Какие породы древесины используются для изготовления посуды и кухонных принадлежностей?

1 — лиственные
2 — хвойные
3 — любые

Ответ: 1

9. Чтобы сделать отверстие в металлической пластине толщиной 2 мм, надо использовать

1 — напильник
2 — ручную дрель
3 — электрическую дрель
4— кернер

Ответ: 2,3

10. Для борьбы с коррозией надо

1— промывать изделие
2— протирать изделие
3— просушивать изделие
4— покрывать изделие лаком или краской

Ответ: 4

11. Какой станок предпочтителен для обработки деталей, имеющих пазы?

1 — сверлильный
2 — токарный
3 — фрезерный
4 — токарный с ЧПУ

Ответ: 3

12. Разъемными соединениями деталей являются

1 — соединения с помощью пайки
2 — заклепочные
3 — соединения с помощью склеивания
4 — резьбовые

Ответ: 4

13. При замыкании ключа К ток через амперметр

ампер­метр

1 — незначительно уменьшается
2 — существенно уменьшается
3 — не изменяется
4 — увеличивается

Ответ: 4

14. На даче предполагалось разместить сле­дующие потребители электрической энергии: электрический чайник 1 кВт, калорифер 2 кВт, четыре осветительные лампы по 60 Вт, стираль­ную машину мощностью 1 кВт, телевизор 300 Вт. Напряжение сети 220 В. Выберите медный про­вод минимально допустимого сечения согласно таблице

Поперечное сечение медного провода, мм 2

Допустимый ток, А

1— 1 мм²
2— 2,5 мм²
3— 4 мм²
4— 40,5 мм²

Ответ: 2

15. Выполнять электромонтажные работы под высоким напряжением

1 — можно в резиновых перчатках
2 — можно, стоя на резиновом коврике
3 — можно при использовании инструмента с изолированными рукоятками
4 — нельзя

Ответ: 4

16. Большая дальность действия сотовых телефонов обеспечивается использованием

1 — акустических волн
2 — механических волн
3 — электрических колебаний
4 — электромагнитных волн

Ответ: 4

17. Начертите условные обозначения:

1— диода
2 — лампы накаливания
3 — предохранителя
4 — ключа (выключателя)

20

Ответ:

18. Нанесите на чертеж те размеры детали, которых не хватает для ее изготовления

21

Ответ: Нанести 6 размеров

19. Определите, какие проекции соответству­ют модели, показанной на наглядном изображе­нии.

22

Ответ: б

20. Сверление и выпиливание лобзиком при­меняют при создании резьбы по дереву

1 — геометрической
2 — рельефной
3 — плоскорельефной
4 — пропильной

Ответ: 4

21. Центр художественной обработки изделий из глины

1 — Гжель
2 — Кубани
3 — Хохлома
4 — Дымково

Ответ: 4

22. Наиболее привлекательными для покупателей являются изделия

1 — наиболее прочные
2 — наиболее легкие
3 — художественно оформленные
4 — малогабаритные

Ответ: 3

23. Рациональными методами решения творческих задач являются

1 — метод «мозговой атаки»
2 — метод контрольных эвристических вопросов
3 — функционально-стоимостный анализ
4— морфологический анализ

Ответ: 3,4

24. Резкое изменение климата на планете большинство специалистов объясняют

1 — вырубкой лесов
2 — загрязнением гидросферы
3 — выбросами парниковых газов
4— появлением озоновых дыр в атмосфере

Ответ: 3

25. Для сохранения природных ресурсов для будущих поколений при изготовлении изделий целесообразней использовать

1 — обработку резанием
2 — обработку давлением
3 — литье
4— лазерную обработку

Ответ: 2,3,4

26. Повышение эффективности производства осуществляется с помощью

1 — внедрения новых технологий
2 — более высокой автоматизацией производ­ства
3 — грамотной организации труда работников
4— увеличения времени отдыха работников

Ответ: 1,2,3

27. Эффективность домашнего труда повышается в случае

1 — распределения труда между всеми члена­ми семьи
1 — использования бытовой техники
2 — разумного использования семейного бюд­жета
4— увеличения времени на компьютерные игры

Ответ: 1,2

28. Какие расходы относятся к постоянным, а какие к переменным?

1 — покупка продуктов питания
2— оплата ремонта холодильника
3— коммунальные платежи
4— покупка подарков к новогодним празд­никам
5— покупка нового костюма и платья

Ответ: 2.4.5

29. Менеджмент в работе предприятия необходим для

1 — рекламы продукции
2 — анализа потребностей рынка
3 — организации работы сотрудников
4 — составления бизнес-плана

Ответ: 3,4

30. Инструмент для пробивания отверстий в кирпичных и бетонных стенах

1 — дюбель
2 — шлямбур
3 — кернер
4 — сверло

Ответ: 2

31. Какой профессиональной деятельности свойственна монотонность?

1 — менеджера по работе с клиентами
2 — водителя
3 — журналиста
4 — бухгалтера

Ответ: 4

32. Установите соответствие между типом профессии и предметом труда

5. Человек — знаковая система

Ответ: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Д

33. Наиболее востребованные на рынке труда в нашей стране в настоящее время

1 — юристы
2 — экономисты
3 — квалифицированные рабочие
4 — инженеры

Ответ: 3,4

34. На каком этапе выполнения проекта осуществляются сбор и анализ информации по теме проекта?

1 — на конструкторско-технологическом
2 — на поисково-исследовательском
3 — на заключительном (презентационном)

Ответ: 2

35. Для выдвижения идеи реализации проекта необходимо

1 — разработать план работ по выполнению проекта
2 — сформулировать проблему и собрать необ­ходимую информацию
3 — оценить экономические и экологические свойства проектного изделия

Художественное выпиливание лобзиком. Виды резьбы по дереву.

Выпиливание лобзиком

Художественное выпиливание лобзиком— вид обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий. Начинающему любителю художественного выпиливания необходимо знать, что фанера является тем материалом, с которого желательно начинать обучение ремеслу. На первых порах необходимо усвоить хотя бы один способ выпиливания, один способ соединения деталей. Раздел, где речь пойдет об отделочных и сборных работах, один из главных, к нему придется возвращаться не один раз.

Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием, резьбой? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву. Популярным видом художественной обработки дерева является пропильная (сквозная ажурная) резьба.

Читайте так же:
Бензопила дружба- настройка карбюратора

Рис. 1

Рис. 2

Плоскорельефная резьба. В плоскорельефной резьбе рисунок углубляется в толщу доски, характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски (рис. 1, 2).

Пропильная резьба — вид декоративной обработки древесины, при котором намеченные на плоской поверхности узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. В пропильной резьбе декоративность достигается ажурной сеткой. Пропильная резьба является продолжением плоскорельефной резьбы.

Рис. 3

Рис. 4.

Пропильная резьба — разновидность прорезной, она наиболее пригодна к выпиливанию лобзиком. Основы пропильной резьбы — плосткостной сквозной орнамент. Красивы узоры пропильных деревянных полос, расположенных на фасадах домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнаментов прекрасно смотрятся на фоне стены. Самый распространенный мотив — S-образный завиток с закрученными концами. Очень привлекательны в пропильной резьбе (или при выпиливании лобзиком, пилами) животные и птицы. Интересны мотивы змеи, являющейся в древности покровительницей дома, змея чаще всего принимает вид дракона. Женская фигура также является орнаментом в пропильной резьбе.

Рис. 5. Пропильная резьба

Прорезная резьба. В ней чаще всего используется плоский орнамент. Особенность орнамента для прорезной резьбы: элементы резьбы, лишенные фона, должны соприкасаться друг с другом и обрамлением. Если элементы узора имеют разную высоту, она называется ажурной. В прорезной резьбе участки фона, которые удаляются, незначительны по величине, а по форме очень красивы и создают собственный узор, связанный с орнаментом резьбы. В технике данной резьбы применяются крупные порезки дерева. Выступающий рельеф резного орнамента выделяется на деревянном фоне. Прорезной резьбой украшают мебель и предметы домашнего обихода. Если удалить гладкий фон, на котором расположена прорезная резьба, контуры рисунка вполне подойдут для выпиливания лобзиком (рис. 6-8, 10).

Отличие прорезной резьбы от пропильной. Основное отличие в способе получения выпадающих частей. В прорезной резьбе сетка образуется при помощи резца, в пропильной — выкрутной пилой, т. е. выборка резцом заменена пропиловкой.

Узоры для выпиливания находят в других прикладных видах искусства. По технике выпиливания выделяются следующие виды резьбы:

  • углубленная — геометрическая, скобчатая, контурная (рис. 9);
  • плоскорельефная — с заоваленным контуром, с подушечным фоном, с подобранным фоном;
  • рельефная — барельефная, горельефная;
  • прорезная — с плоским орнаментом или рельефным, накладная, пропильная;
  • объемная.

Типы изображения резьбы: геометрический, растительный в виде зверей и птиц, в виде человека, сказочных персонажей, в виде предметов мебели, интерьера.

Углубленная резьба — применяется в технике выпиливания лобзиком. Геометрические орнаменты просты в выполнении, разнообразны. Практически в каждом предмете, украшенном углубленной резьбой, встречается кайма, вырезанная в виде различных полос. Применяются и более сложные орнаменты — это круг с множеством лучей, треугольники, квадраты, цветы.

Плоскорельефная резьба. Орнамент, выполненный в технике плоскорельефной резьбы можно применить и в технике выпиливания. Для этого вида резьбы используют растительные мотивы — траву, ягоды, листья.

Разновидность плоскорельефной резьбы: абрамцево-кудринская резьба по дереву. Все линии и порезы неровные, узор заовален, фон — бугорки, углубления почти черные, выступающие части как бы вытерлись от долгого употребления. Почти в каждый узор включена маленькая птичка, как бы своеобразная эмблема резьбы.

Рис. 6. Прорезная резьба

Рис. 7. Прорезная резьба

Накладная резьба. Если фон гладкий, то такая резьба называется накладной. Светотень от резного узора накладной резьбы усиливает декоративность украшаемого предмета (рис. 12).

Прорезная береста наиболее близка к сквозной пропильной резьбе и к выпиливанию лобзиком. Основной мотив в технике прорезной бересты — закрученный растительный побег с мелкими листьями. Узоры, которые вырезаны на бересте — плоские, гладкие. Завитки орнамента имеют точки соприкосновения для прочности. Резные узоры накладываются на темную поверхность древесины, поэтому кажутся изящными и кружевными. Кроме растительного орнамента в берестяном декоре используются элементы геометрических фигур, которые заключены в полоски, обрамляющие композицию. Цветная фольга часто бывает фоном для прорезной бересты: поверхность украшаемого изделия покрывают тонкой фольгой, а на фольгу наносят берестяной узор. Кружево на фоне блестящей фольги имеет красивый вид. Фон из фольги используется и для выпиливания лобзиком.

Резьба в технике паргори — разновидность плоскорельефной резьбы с выбранным фоном. Орнамент всегда геометрический. Особенность резных изделий — резьбой украшают все детали. Техника паргори легко переносится в технику выпиливания, необходимо только не забывать о фактуре фона для прорези выпиленной сетки.

Рис. 8. Прорезная резьба

Рис. 9. Углубление резьбы

Рис. 10. Прорезная резьба

Рис. 11. Абрамцево-кудринская резьба

Рис. 12. Накладная резьба

Особенности работы лобзиком.

  • разрабатывать, воплощать задуманный рисунок на дереве;
  • вносить элементы новизны;
  • изучать свойства используемых материалов и применять их в новых изделиях;
  • украшать выпиленным орнаментом можно различные изделия; мебель, шкатулки, книжные полки, рамки для зеркал, вазы, хлебницы, и многое другое.

Работа лобзиком не требует больших материальных затрат, специальной мастерской. Выпиливать можно в любом помещении. По простоте и легкости исполнения выпиливание лобзиком является одним из наиболее доступных ремесел.

Рис. 13. Накладная резьба

Условия, при которых готовое изделие будет радовать глаз и душу:

  • уделять внимание подготовке к выпиливанию;
  • обязательно учиться подгонять и собирать изделия;
  • готовое изделие, кроме всего прочего, тщательно отделывать.

Рис. 14. Шкатулка, отделанная прорезной берестой

Выпиливание лобзиком: подготовка, основные секреты работы

Выпиливание лобзиком представляет собой трудоёмкий, творческий и в то же время технически сложный процесс по созданию практичных или просто красивых вещей с узорами и удивительными контурами. Умельцы могут сделать при помощи лобзика и обычной фанеры даже наличники на окна или ажурные шкатулки для драгоценностей. Светильник, ваза, игольница, подставка для телефона, – выпилить можно практически всё, главное правильно подготовится и иметь терпение.

Общие сведения

Лобзик – это инструмент, специально предназначенный для выпиливания из фанерного листа контуры различной сложности. Это становится возможным благодаря наличию на рабочей части инструмента мелких зубчиков. Если у мастера есть достаточное количество опыта, они помогают достичь идеально ровного среза без заусениц.

Этот инструмент может быть ручным или электрическим. Раньше выпиливание ручным лобзиком было единственным способом сделать резные фанерные изделия, теперь электрические инструменты открывают ещё большее поле для деятельности. Есть даже лобзики с лазерной полоской.

Выпиливание производят на фанере. Этот материал был выбран не зря, ведь он является влагоустойчивым, стойким к резким перепадам температур, недорогим, простым в использовании. Кроме этого, вес фигурных изделий из фанеры невелик.

Читайте так же:
Бензопила makita dcs4300 40 видео

Подготовительные работы

Перед началом выпиливания с помощью лобзика нужно определиться, какой именно рисунок, узор на фанере нужно создать. Для визуализации образа удобнее всего перенести его на обычную бумагу. Если элемент будет большой (например, объёмная шкатулка или фигурная полка), обычным листиком формата А4 обойтись не удастся. В таком случае следует взять ватман формата А1 или А0.

Когда края будущего произведения искусства выведены ручкой или тонким маркером на бумаге, можно наносить его на фанеру. Чтобы это сделать, достаточно вырезать нарисованную фигуру, приложить её к фанере и обвести карандашом. Чтобы можно было подкорректировать неровно нанесённый контур, лучше использовать простой карандаш и на всякий случай подготовить ластик.

Контур следует нанести на оборотную сторону фанеры, из которой планируется выпиливать фигуру. Чтобы рисунок не съезжал во время переноса, можно прикрепить его скотчем или клеем (при условии, что клей можно будет легко удалить с поверхности). Для удобства можно заштриховать всю внутреннюю часть будущего изделия, чтобы случайно не срезать больше, чем нужно.

Кстати, ещё одним способом переноса рисунка на фанеру остаётся использование копирки или копировальной бумаги. Её нужно положить между основой и бумажным макетом (шаблоном для выпиливания лобзиком). После этого останется лишь обвести все линии ещё раз.

Существует также вариант термического нанесения узора на деревянную поверхность. Для этого нужно распечатать рисунок на струйном принтере. После этого распечатка прикладывается к фанере лицевой стороной и приглаживается горячим утюгом.

Для удобного выпиливания также рекомендуется подготовить специальный столик-станок. Он представляет собой конструкцию, которая крепится на рабочий стол. Это приспособление имеет клинообразный вырез, похожий на ласточкин хвостик или деревянную прищепку. К верстаку или столу оно прикрепляется струбциной. В процесс подготовки включают также выбор шаблона для художественного выпиливания лобзиком.

Так как лобзики могут иметь некоторые отличия, процесс выбора этого инструмента не так уж прост. Ручные модели с рамкой, выполненной из листового металла, не стоит брать. Лучше использовать лобзик, сделанный из трубки. Именно таким образом можно обеспечить наилучшее натяжение полотна без перекосов. В комплектации к ручному лобзику должны также иметься гайки, называемые также «барашками». Гайки-барашки изготавливают из хорошей стали.

Непосредственно процесс выпиливания

Перед началом резьбы по дереву лобзиком следует проверить, достаточно ли света падает на рабочую зону. Источник света должен располагаться спереди. Лампу нужно разместить под небольшим углом к плоскости, на которой будет производиться работа. Для мастера по выпиливанию есть два варианта рабочей позы: сидя или стоя. Расположившись так, чтобы было удобно работать, следует проследить за положением фанеры. Она должна располагаться на расстоянии примерно 30-40 сантиметров от глаз.

Если используется ручной лобзик, нужно первым делом правильно зафиксировать пилку: она должна располагаться вертикально так, чтобы зубчики «смотрели» вниз, и быть туго натянутой. Чтобы сделать натяжение, нужно опереть лобзик о стол и прижать рукой. После этого следует покрутить «ушки» так, чтобы натяжение было достаточным. Если нужно их затянуть сильнее, используют пассатижи. После окончания калибровки аккуратно отпустите лобзик: выпрямившись, он обеспечит правильное натяжение.

Правила по выпиливанию лобзиком из фанеры:

  • перед началом работы лучше пройтись по заготовке стеклянной бумагой, после чего можно переводить рисунки на фанеру;
  • в течении всего процесса выпиливания рука мастера должна располагаться вертикально, совершая поступательные движения вверх-вниз;
  • лучше всего выбирать фанеру первого или второго сорта, так как она не имеет сучков, трещин и других неровностей (идеальной для резки считается берёзовая фанера толщиной от трёх до десяти миллиметров);
  • для проделывания отверстия с целью его последующего распила используют дрель или шило;
  • не следует производить боковое давление на заготовку;
  • движение при выпиливании должны быть без рывков, с максимально возможной амплитудой;
  • если внутри выпиливаемого узора нужно сделать фигурные надрезы, следует просверлить дырочку, снять одну из сторон пилки лобзика, просунуть её в это отверстие, закрепить её снова на лобзике и продолжать пилить;
  • вторая (свободная) рука мастера нужна для того, чтобы аккуратно продвигать деталь и прокручивать её;
  • чтобы пилка не перегревалась, нужно делать небольшие перерывы в работе;

Видео описание

На этом видео наглядно показан процесс выпиливания лобзиком:

  • после окончания работы следует немного ослабить один из зажимов: так рамка не утратит своей упругости с течением времени.

После работы нужно пройтись по всем срезам наждачной бумагой, после чего можно покрыть готовое изделие лаком.

Коротко о главном

Ручной или электрический лобзик – это приспособление для выпиливания деталей, узоров, которые могут иметь практическую пользу или художественную ценность.

Выпилить с помощью лобзика можно практически любые узоры для этого используют в том числе шаблоны наличников для резьбы лобзиком, а также другие подходящие узоры и рисунки.

Подготовка для выпиливания заключается в поиске хорошей фанеры, шаблона, установке осветительного прибора.

Чем выше мастерство специалиста по выпиливанию лобзиком, тем более сложные, более ажурные элементы он может создать.

Выпиливание лобзиком

Для того чтобы распустить фанерный лист или отрезать в размер наличник, вы можете воспользоваться мелкозубой ножовкой или электроинструментом – циркулярной пилой или электролобзиком. Правда, несмотря на значительное преимущество в производительности, электроинструмент не так уж и хорош для творческих задач. Циркулярка очень ровно распилит материал, но она рассчитана только на прямолинейную работу. Электролобзик, напротив, предназначен как раз для выпиливания по кривой. Но, во-первых, из-за этого длинные прямые разрезы им выполнять сложнее (хотя и вполне можно при должном навыке). А во-вторых, электролобзиком удобно работать по лекальным, плавным кривым. Так что вышеописанные инструменты вполне подходят лишь для изготовления заготовок простой формы – прямоугольной и овальной. Если же вам необходимо сделать деталь сложной конфигурации, да еще с мелкими вырезами внутри, единственным помощником в данной ситуации остается старый добрый ручной лобзик. Тонкой лобзиковой пилкой вы сможете создать фанерное кружево или пластину любой, даже самой сложной формы. Поэтому лобзик справедливо считается основным инструментом для ажурной резьбы.

Хотя лобзик – инструмент весьма простой, все же для успешной работы следует знать некоторые правила и особенности его использования.

Рама лобзика, имеющая форму буквы «П», может быть как металлической, так и деревянной, но последний вариант чаще всего относится к самодельным и не очень удобным инструментам. Металлические лобзики бывают с плоскими и трубчатыми (круглыми в сечении) рамами. Трубчатая рама предпочтительнее, так как она обеспечивает более равномерное натягивание пилки; зажимы такой рамы не искривляют пилку в местах зажатия, что предотвращает ее преждевременный разрыв. Кроме того, и длина трубчатой рамы обычно больше плоской, а это немаловажно, так как при прочих равных условиях лобзиком с трубчатой рамкой можно выпилить деталь большей величины. Губки зажимов должны быть хорошо и плотно подогнаны друг к другу, а зажимные винты должны иметь глубокую и чистую нарезку. Ручка рамы обычно деревянная или пластмассовая. Ось ручки должна проходить в плоскости рамы, иначе кромки выпиленной детали не будут перпендикулярны плоскости выпиливания.

Читайте так же:
Как резать профильную трубу под разными углами

Пилки для выпиливания (их существует 10 номеров) отличаются друг от друга толщиной полотна и величиной зубьев. Мелкие пилки имеют едва видимые зубчики. Бывают и пилки с крупными зубцами – до 2 мм. Широкие пилки имеют более крупные зубья, их используют при выпиливании больших отверстий. Длина пилочек колеблется от 110 до 130 мм. Маленькие деликатнее режут материал и не заедают при крутых поворотах, поэтому ими лучше выпиливать самые мелкие детали рисунка или сложный контурный узор. Большие элементы, наоборот, стоит прорабатывать крупными пилками: они режут быстрее. Если выпиливаемая деталь не имеет мелкого орнамента с крутыми поворотами линий рисунка, то для выполнения всей работы вполне можно использовать крупнозубчатые пилки. Их также удобно использовать при быстром и потому грубом выпиливании детали по заданному контуру из большого листа, а также при выпиливании шипов и прорезей. Выпиливать мелкий орнамент, особенно из древесины или фанеры твердых пород, необходимо только мелкозубчатыми пилками.

Устанавливая пилку в лобзик, следят за направлением зубчиков – они должны быть наклонены от верхнего зажима рамы к нижнему. Сначала пилку зажимают в нижнем зажиме (у ручки). Перед закреплением во втором (верхнем) зажиме следует сдавить свободные концы лобзика и, вставив другой конец пилочки в верхний зажим, прочно закрепить его этим зажимом. Распрямившись, рама натянет пилку. Натяжение должно быть достаточно сильным: если пилку тронуть пальцем, она должна издавать высокий чистый звук. Хорошее натяжение обеспечит точное следование пилочки по нанесенному на фанеру контуру рисунка. При этом пилка не должна иметь перегибов у зажимов, так как в местах перегибов она чаще всего рвется. Зажимные винты затягивают туго, но не слишком, чтобы не сорвать резьбу.

Если нужно выпилить внутреннюю замкнутую часть фигуры, то внутри ее пределов (у границы) прокалывают шилом или просверливают небольшое отверстие и в него пропускают пилку.

При пилении фанеры инструментом с более крупными зубьями, чем у лобзиковой пилки, на противоположной стороне листа обычно образуются отщепы и сколы. Если лист фанеры по линии распила смочить водой, дефектов будет меньше и края получатся более гладкими. Кроме того, чтобы избежать отщепов, внешний слой фанеры с нижней стороны рекомендуется надрезать ножом по разметке.

Выпиливать лучше всего на так называемых выпиловочных столиках – специальных верстачных дощечках. Эти столики крепят к рабочему столу или верстаку либо шурупами, либо с помощью струбцины. В первом случае конструкция столика чрезвычайно проста – это прямоугольная дощечка из толстой фанеры с вырезом в передней части (рис. 30, а). Столик прикручивают тремя шурупами так, чтобы вырез располагался на достаточном расстоянии от края стола для комфортной и безопасной работы рукой (рис. 30, б).

Если же выпиловочный столик планируется сделать съемным, тогда придется стамеской или фрезерной машинкой выбрать углубление для струбцины (рис. 30, в). Другой вариант – составной столик, у которого к основной площадке снизу прикручена еще одна площадка, с помощью которой вся конструкция удерживается струбциной (рис. 30, г).

Рис. 30. Выпиловочный столик: а – форма и основные размеры столика; б – крепление выпиловочного столика к верстаку с помощью шурупов; в, г – варианты крепления столика с помощью металлической струбцины.

Положите дощечку или фанеру на выпиловочный столик так, чтобы место начала пропила приходилось на центральный кружок столика. Главная хитрость правильной работы лобзиком заключается в том, что его пилка движется только по вертикали (вверх-вниз), а линия пропила образуется за счет перемещения заготовки. Поэтому при выпиливании лобзиком следует соблюдать ряд простейших правил, чтобы работа была выполнена тщательно и без лишнего напряжения.

Сядьте так, чтобы ваше правое плечо находилось напротив прорези в столике. Помните, что полотно пилочки должно быть в строго вертикальном положении к выпиливаемой фанере.

Кисть руки, в которой вы держите лобзик, должна двигаться только вверх и вниз: по мере того как зубцы постепенно врезаются в дерево, другая рука надвигает фанеру на полотно лобзика. Удобно пилить, положив локоть рабочей руки на колено и не напрягая кисть руки. Движения лобзика должны быть плавными, свободными. Важно привыкнуть держать лобзик строго вертикально, не наклоняя его вперед или в сторону. При отклонении в ту или иную сторону срез будет получаться косым.

При выпиливании волнистых линий или поворотов линию рисунка необходимо поворачивать на раму лобзика, наводя ее плавно левой рукой на зубцы пилки. Собственно выпиливание происходит только в тот момент, когда пилка идет сверху вниз. Обратное движение должно выполняться свободно, без усилий. Но случается так, что ход лобзика вперед вдруг резко затрудняется. Это может произойти по следующим причинам:

1. Пилка попросту нагрелась и расширилась. При сильном нагреве ослабляется закалка металла пилочки, а это верный путь к ее поломке. Нагревшийся инструмент необходимо охладить: можно сделать короткий перерыв в работе, если же время не позволяет – смочить холодной водой кусочек ветоши и протереть нагретый участок.

2. Встретился более плотный участок фанеры. Это может быть что угодно – уплотнение древесины, сучок, сгусток клея и т. д. Работу не стоит прекращать, следует лишь замедлить темп до тех пор, пока пилка снова не станет идти легко.

3. Пилка близка к краю отрезаемой части и попросту зажимается между двумя уже почти разделенными кусками фанеры. Освободить лобзик можно, немного раздвинув части фанеры.

4. Наконец, не исключено, что пилка застревает потому, что вы ее перекосили. При отклонении или ее застревании продолжайте медленно пилить, постепенно приводя инструмент в строго вертикальное положение до тех пор, пока пилка не будет двигаться свободно.

Читайте так же:
Какой шуруповерт лучше щеточный или безщеточный аккумуляторный

Важный нюанс: если следовать пилкой точно по линии контура, то площадь выпадающей части окажется несколько больше, чем намеченная карандашом, отчего выпиленный орнамент не будет точно соответствовать оригиналу на бумаге. Поэтому при пропиливании прямых и волнистых линий лучше следовать не точно по контуру, а немного внутрь за ним. Контролировать такое пропиливание легко – надо только следить за тем, чтобы пилка целиком не уничтожала карандашную линию, а оставляла на поверхности хотя бы часть ее ширины.

После окончания работы лобзиком пилочку следует ослабить в верхнем зажиме, не стоит оставлять ее в натянутом состоянии в нерабочее время. Еще лучше снять ее совсем.

Тупые углы выпиливают поворотом лобзика на месте. Для этого, допилив до вершины угла, прекращайте надвигать фанеру на полотно лобзика и, не переставая двигать лобзик вверх-вниз, поворачивайте фанеру на месте до тех пор, пока направление зубцов пилки не совпадет с чертой на фанере. Этот прием называют «разворот на месте». Пилить нужно не по самой карандашной линии, а чуть правее, так чтобы линия все время была видна.

Гораздо сложнее выпиливать острые углы. Здесь можно поступать по-разному в зависимости от ситуации, опыта работы и размеров орнамента. Чтобы сохранить острыми внешние углы выпиливаемой детали, поступают так. Выпилив одну из сторон угла, пропилите фанеру немного дальше. Описав снаружи небольшую петлю, выпиливайте вторую сторону угла. После того как деталь вчерне будет выпилена, излишки будет гораздо удобнее обрезать, при этом «лишние» пропилы оказываются на той части фанеры, которая идет в отходы.

Если орнамент крупный, пилка очень тонкая, а у вас достаточный опыт работы, то острые углы можно выпиливать так же, как и тупые, но у вершины угла при прохождении поворота пилку лобзика слегка подают на себя, чтобы избежать излишнего закругления.

При более тонком орнаменте внутри детали способ выпиливания меняется. Пропилив одну из сторон угла до его вершины, не прекращают работать лобзиком вверх-вниз, но чуть возвращают пилку назад и пропиливают произвольную линию так, чтобы по касательной попасть на смежную сторону угла и продолжить выпиливание до его вершины. При этом у вершины выпадет небольшой кусочек и образуется четко выпиленный острый угол. Теперь выравнивают смежную сторону угла, осторожно разрушая зубчиками пилки место захода ломаной линии на эту сторону.

Этот же угол можно выпилить и по-другому. Не доходя до его вершины, плавно переходят на смежную сторону, выпиливают оставшийся контур до выпадения фрагмента, затем возвращаются к углу и выравнивают обе его стороны.

Выпиливая сложный и мелкий орнамент, надо помнить следующие правила. В первую очередь выпиливают внутренний орнамент детали, а в самом конце работы – ее наружный контур (рис. 31).

Особое внимание следует уделять очередности выпиливания элементов внутреннего орнамента. Начинать выпиливать надо, лишь проколов шилом или просверлив все отверстия в детали, так как ажурная деталь может треснуть во время очередного прокола. К тому же отверстия нужны не только под пилочку, орнамент может включать мелкие и крупные круглые отверстия, которые высверлить проще, чем выпилить. Поэтому сначала в еще целой фанере намечают и прокалывают или просверливают все отверстия, а затем уже приступают к выпиливанию и удалению внутренних фрагментов.

Рис. 31. Пропильная резьба: а – нанесение рисунка на доску; б – создание входных отверстий для пилы во внутреннем узоре; в – выпиливание внутреннего узора; г – выпиливание внешнего контура.

Пилочку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, затем продевают в отверстие, проколотое в фанере, вставляют в верхний зажим, прижимают верхнюю дужку лобзика чуть вниз и лишь после этого закрепляют винтом. Вначале выпиливают один из внутренних углов, примыкающих к кромке. Выпилив один замкнутый контур, пилку освобождают от верхнего зажима и вставляют в следующее отверстие замкнутого контура. У начинающих заниматься выпиливанием чаще всего пилки ломаются при перестановке, поэтому делать это надо аккуратно и не торопясь.

Выпиливая очередное отверстие, пропиливают вначале ту линию, которая граничит с уже выпавшим элементом орнамента. При этом давление от пилки на материал приходится на его более прочную, не ослабленную выпавшими элементами часть.

Аналогичная последовательность выполнения работы используется и при ажурной резьбе (рис. 32). Перенесите выбранный рисунок с помощью копировальной бумаги на подготовленную дощечку и наметьте точки для сверления, расположив их в углу и по периметру рисунка. Участки, подлежащие выпиливанию, заштрихуйте карандашом. Затем изнутри этих участков, желательно вблизи углов, наметьте шилом центры отверстий. Просверлите намеченные отверстия и аккуратно, строго по линиям разметки выпилите закрашенные участки.

Рис. 32. Последовательность выполнения ажурной резьбы: а – шаблон и нанесение рисунка с его помощью на доску; б – нанесение шилом направляющих углублений; в – сверление отверстий; г – выпиливание по внешнему контуру; д – выпиливание внутренних проемов; е – моделирование рельефа ажурной доски.

Затем удаляют фон, после этого прорисовывают детали и окончательно прорабатывают рисунок: контур порезки должен быть четким. Выполняя прорези стамеской, древесину снимайте постепенно, стамеску держите правой рукой и направляйте левой. Научитесь работать с правой и левой руки, поворачивая заготовку только в исключительных случаях.

В углах делают выборку узкой крутой стамеской. Иногда фон выдалбливают долотом. Выполнять эту операцию нужно очень осторожно, постепенно, небольшими участками, чтобы на элементах орнамента не было сколов. Чтобы случайно не продавить прорезаемое место, под прорезь подкладывайте картон или мягкую доску.

Для точной обрезки фанеры вдоль кромки лучше всего использовать нож, применяя для сохранения нужного направления металлическую линейку. Под фанеру подкладывают доску, фанеру прорезают на половину глубины с одной стороны, а затем, повернув ее на обратную сторону, завершают прорез. Тонкую фанеру (трехслойку) можно без труда прорезать сразу насквозь. При резке фанеры вдоль волокон надо иметь в виду, что лезвие ножа стремится идти между волокнами; такое направление может не совпадать точно с требуемым направлением прореза. В таком случае может оказаться, что нож станет сдвигать линейку, во избежание чего следует очень крепко удерживать ее на месте и первый надрез делать при слабом нажиме на нож.

Стороны орнамента, смежные с прорезами, сразу или после резьбы рельефа зачищают ножом-резаком, стамесками, рашпилями разного профиля, шкурками. Моделирование рельефа производят способом плоскорельефной или рельефной резьбы. Резные детали мебели, украшения домов, которые хорошо видны с обеих сторон, тщательно обрабатывают как с лицевой, так и с тыльной стороны: снимают фаски, зачищают изделие шлифовальной шкуркой, зашлифовывают отверстия, углубления и уголки вырезаемого рельефа. В случае накладной резьбы фаски с обратной стороны изделия не снимают, иначе резьба будет «оторвана» от фона.

Читайте так же:
Бензопила гудлак 4500 регулировка

§ 9. Технология выпиливания лобзиком

Рассмотри изделия, изготовленные твоими одногодками с помощью лобзика (рис. 59). Изготовить их несложно. Однако для этого необходимо овладеть приемами работы лобзиком.

Рис. 59. Изделия из фанеры

На начальном этапе ты будешь изготавливать изделия из фанеры. Лучше использовать для этого фанеру из березы. Она имеет однородную светлую поверхность, на которой легко размечать детали карандашом или переносить очертания будущей детали с помощью копировальной бумаги. При выборе заготовки для изготовления изделия стоит обратить внимание на неровности фанеры, скрытые полости в местах некачественного склеивания слоев шпона, расслоение покромок, а также на сколы на покромках фанеры (рис. 60). Эти и другие дефекты приводят к некачественному изготовлению изделия, образованию большого количества отходов и расходованию лишнего времени на работу.

Фанерную заготовку с нанесенным на нее рисунком (разметкой) кладут на столик для выпиливания и придерживают левой рукой. Лобзик берут за ручку правой рукой и, приставив к заготовке пилочку, начинают выпиливать (рис. 61).

Рис. 60. Дефекты фанеры: 1 – неровности; 2 – полость; 3 – расслоение; 4 – сколы

Рис. 61. Прием работы лобзиком

Рис. 62. Выпиливание острых углов: а – внутренних, б – внешних

При выпиливании следят, чтобы пилочка двигалась равномерно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью приблизительно 60. 80 двойных движений в минуту. Пилить лобзиком необходимо медленно и равномерно. При выпиливании углов (особенно острых) удобнее пилить в двух направлениях. Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его вершине (рис. 62, а), а внешние – вдоль стороны угла от его вершины (рис. 62, б). В этом случае не нужно изменять направление пиления, а угол будет выпилен достаточно четко. Внешние контуры следует выпиливать с внешней стороны от линии разметки, а внутренние – с внутренней. Это значит, что линия разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при дальнейшей обработке (рис. 63).

Рис. 63. Выпиливание: а – по внутреннему контуру; б – по внешнему контуру

Зазор между линией разметки и пропилом не должен превышать 0,5 мм. Линии разметки после выпиливания будут служить границами обработки детали напильником. При наличии в заготовке внешних и внутренних контуров в первую очередь выпиливают внутренние контуры. При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней необходимо сделать отверстия для установления в них пилочки. Их делают вблизи линии разметки, но так, чтобы не повредить ее. Отверстия можно просверлить или сделать с помощью шила. В обоих случаях под заготовку следует подложить кусок ненужной древесины или фанеры, чтобы предотвратить возможное скалывание нижних слоев древесины.

Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачиванием. Отверстие делают почти сквозным до тех пор, пока на обратной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с противоположной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия. После этого рамку лобзика следует сжать в специальном приспособлении (см. рис. 56) и открутить гайку верхнего зажима. Освобожденный конец пилки вставляют в изготовленное отверстие и опять закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вместе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.

Мелкие работы осуществляют в круглом отверстии столика (рис. 64, а), а выпиливание больших и средних контуров выполняют в вырезе столика (рис. 64,б).

Рис. 64. Способы выпиливания: а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика

Рис. 65. Электрический лобзик: 1 – электрический двигатель; 2 – распилочный столик; 3 – пилочка; 4 – винты крепления пилочки; 5 – корпус лобзика

При пилении на изгибах контура фанеру медленно поворачивают, не прекращая движения пилки в пропиле. Когда движение пилки приобретет нужное направление, можно пилить дальше вдоль линии разметки.

Большие по объему работы производят электрическими стационарными лобзиками (рис. 65). Используют для выпиливания также ручные электрические лобзики (рис. 66). Об особенностях работы этим инструментом ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Рис. 66. Ручные электрические лобзики

Практическая работа № 2. Выпиливание лобзиком

Оборудование и материалы: заготовки из трехслойной фанеры, лобзик, столик для выпиливания, набор пилочек, карандаш, копировальная бумага, калька, канцелярские кнопки.

  1. По заданию учителя ознакомься с ориентировочными объектами труда (с. 65).
  2. Выбери объект труда по собственному желанию.
  3. Подбери заготовку необходимых размеров.
  4. Перенеси изображение с помощью копировальной бумаги.
  5. Выпили изделие.
  6. Осуществи контроль качества проделанной работы.
  7. Конечную обработку и отделку изделия выполни после изучения следующих тем.

Новые термины

внешний контур, внутренний контур, ажурное выпиливание.

Основные понятия

  • Ажурное выпиливание – искусное выпиливание изделия, содержащего много сложных контуров.
  • Дефект – недостаток, изъян.
  • Полость – ничем не заполненное пространство.
  • Трафарет – сетка для быстрого воссоздания контура рисунка.

Закрепление материала

  1. С какой технологической операции начинается изготовление изделия с помощью лобзика?
  2. Какова последовательность подготовки лобзика к выпиливанию?
  3. Какими способами можно перенести рисунок или эскиз изделия на заготовку? В чем их сущность?
  4. Какова последовательность изготовления деталей, имеющих внешние и внутренние контуры?
  5. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе лобзиком?

Тестовые задания

    А удобства разведения зубцов
    Б заострения зубцов ножовки
    В удаления опилок

    А ручные тиски
    Б зажим
    В струбцина

3. На каком изображении правильно показано крепление пилочки в лобзике?

    А организация рабочего места
    Б выполнение работы лобзиком
    В процесс установления пилочки
    Г процесс крепления заготовки

Ориентировочные объекты труда

Для изготовления выбранного варианта изделия элементы конфигурации изделия (рис. 67–70) необходимо перенести на трафаретную сетку с размером клеточек 10×10 мм или, по возможности, увеличить, использовав компьютерную технику. Затем полученное изображение с помощью кальки и копировальной бумаги перенести на заготовку и приступить к выпиливанию.

Сборка и отделка изделия с применением различных техник выполняются после изучения соответствующих тем и овладения приемами их выполнения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию